Русский народный костюм и сценический костюм

Русский народный  костюм и  сценический костюм

русский народный костюм

Свенская Ярмарка. Долгая Ольга Петровна. 2006

Каждому народу достается наследство от предыдущих поколений, сделанное их руками, созданное их гениями и талантами. Громадно, обширно наследство русского народа. Веками копилось оно, и вкладывали русские люди в него не только свой труд, но свою душу, свои мечты, надежды, радости и горести. Уходило и терялось многое – время не щадило человека и его творения, но то, что сохранилось, что дошло до нас, открывает нам неповторимый дивный лик народа-творца, очищенный от всего случайного, наносного, способного исказить истинный смысл созданного им.

Как бы ни была тяжела, неприглядна в прошлом жизнь русской крестьянки, её искусство поражает своим светлым, жизнеутверждающим содержанием, неповторимым чувством красоты, великим даром композиции, которому могли позавидовать художники многих времен. Трудно понять, как в курной избе русского крестьянина, задавленного тяжким трудом и постоянной нуждой, как в этих условиях – теперь они кажутся нам почти невероятными — создавалось и жило «чудо чудное и диво дивное» — русский народный костюм. Из тесной, низкой  избы, где люди ютились вместе с теленком, ягнятами курами выходила женщина в белом  шушпане с яркой тканой каймой, в искусно сплетенных лаптях, голову её покрывал красный с узором платок. Она шла легкой красивой поступью сильного и ловкого человека и, как все женщины в мире,  чувствовала себя в праздничном наряде красивой и радовалась этому. То была одна из немногих доступных русской крестьянке радостей, в которой тесно переплеталось ощущение праздника и удовлетворение творчеством.

Всю одежду крестьянка испокон веков делала сама, вкладывала в эту работу настоящий талант художника, освобождающий ее душу от тяжелой действительности. Слишком мало было красивых вещей в быту крестьян. И в том немногом, что крестьяне имели и создавали сами, так полно, так ярко воплощалась жажда прекрасного, что невольно возникал непонятный, почти неправдоподобный, похожий на своеобразную сказку контраст между убогим жилищем и праздничным костюмом.

Женский народный костюм состоял из рубахи (рубаху украшали оторочкой или вышивкой), поневы (набедренная одежда), сарафана (народная русская женская одежда в виде платья, без рукавов), запон (девичья холщевая одежда из прямоугольного отреза ткани), телогреи (одежда на меху или подкладке с длинными суживающимися рукавами, застёгивающаяся спереди от верха до подола), приволоки (безрукавная накидка), шушпана (холщовый кафтан). Для девушек, головной убор – венец и повязка, для женщин – кокошник, повойник, кичка или платок.

Мужской народный костюм, в свою очередь, был гораздо проще и состоял только из портов(штанов) и рубахи-косоворотки, украшенной по вороту, подолу и концам рукавов вышивкой или ткачеством и тканого или плетёного пояса. Поверх рубашки мужчины надевали зипун из домашнего сукна. Поверх зипуна богатые люди надевали кафтан. Летом поверх кафтана надевали однорядку. Из головных уборов можно выделить шапки,  треухи, мурмолки.

Для создания сценических костюмов мы изучаем историю русского костюма. Современный сценический русский народный костюм стремится к образам праздничного костюма. Он был сложнее повседневного в отделке, с множеством различных элементов, многослойный, выделялся обилием украшений и преобладанием яркого цвета. Великолепие и красота сценического русского народного костюма доставляет артистам и зрителям  большое удовольствие и пропагандирует великую русскую культуру, преображает нашу современную жизнь, делает ее насыщенней и радостней.